Каждой зимой над каждым предпринимателем, ведущим бизнес с Китаем, начинает нависать проблема под названием Китайский новый год. В этой статье я расскажу, как из-за одной недели национального праздника фабрика может нарушить сроки производства на месяц или два, и дам советы, как избежать такой ситуации.
Китайский новый год
Chunjie или Праздник весны знаменует окончание зимы по китайскому календарю. Начало приходится на второе новолуние после зимнего солнцестояния, поэтому его ещё называют Лунным новым годом, а дата начала меняется каждый год и выпадает на один из дней второй половины января или начала февраля. Завершается на 15-ый день красочным Праздником фонарей (Yuanxiaojie).
Официально выходные дни длятся неделю, например, в 2020 году Китайский Новый год наступает 25 января, праздничными объявлены даты с 24 по 30 января, 2021 год начнется 12 февраля, но нерабочая неделя продолжится с 11 по 17 февраля. Неделя бездействия звучит не страшно, если не знать особенностей, которые не утверждены законодательно, но соблюдаются почти всем населением Китая.
Влияние Китайского Нового года на бизнес
Во-первых, в культурной традиции принято отмечать новый год в родительском доме. С учетом того, что китайцы легко мигрируют внутри страны, родной дом, как правило, находится далеко от места работы, в другой провинции. Наступает сезон путешествий Чуньюнь (Chunyun) – массовая внутренняя миграция, дорожный трафик возрастает в разы, билеты дорожают. Поэтому многие работодатели отпускают своих работников на 1-3 недели раньше.
Во-вторых, следует помнить о том, что официальные отпуска в течение рабочего времени в Китае почти не практикуются. Новогодний период для большинства являются основной возможностью съездить куда-нибудь отдохнуть, навестить родственников. Поэтому не отвечать на телефон, мессенджеры, задержаться с выходом на работу на 2-3 недели после официального окончания праздников – это абсолютно нормально для китайцев.
В-третьих, для неквалифицированных рабочих завершение года традиционно совпадает с датой окончания трудового договора. Для офисных и инженерно-технических сотрудников – это тоже повод сменить место работы, регион и даже сферу деятельности.
Половина работников не вышла на работу после окончания праздников, часть менеджеров по продажам ушла к конкурентам, а ведущий инженер открыл собственное предприятие – совсем не редкость для Китая.
Собственник производства, который допустил подобную ситуацию, вынужден затратить некоторое время на поиск и обучение нового персонала, отодвигая снова и снова сроки возобновления продукции по контракту. В итоге, для предпринимателя, импортирующего из Китая, праздник превращается в настоящий кошмар: фабрики простаивают по 1-2 месяца, графики поставок сбиваются, меняются менеджеры, забываются прошлогодние договоренности.
На самом деле, все не так уж плохо, если помнить об отличительных чертах и соблюдать несколько простых рекомендаций.
О чем следует позаботиться заранее
- Заблаговременно уточняйте у своих контрагентов дедлайн по переводу авансов для заказов, которые требуется отгрузить до праздников. У разных производств этот срок разный. Сборочные, например, зависят от своих поставщиков комплектующих, поэтому предоплату придется внести раньше обычного, чтобы они успели заказать необходимые субстанции или полуфабрикаты.
- Помните, что следующий заказ начнет выпускаться не ранее, чем через месяц после начала праздников, поэтому тщательно рассчитывайте достаточное количество складского запаса, чтобы не остаться с пустой товарной полкой.
- Не вносите авансы за товар, который будет отправлен после праздников, чтобы не замораживать деньги.
- Не стоит планировать поездки в Китай на январь-февраль, фабрику в действии вы точно не посмотрите, а возможно и владельца не застанете. Кроме того, в так называемую «золотую неделю» заметно вырастают цены, а бронирование номеров усложняется высоким спросом со стороны местных туристов.
- Обратите особое внимание на качество товара в партиях отгружаемых до и после Нового года. До праздников, при отгрузках в авральном режиме, недобросовестные поставщики могут воспользоваться всеобщим ажиотажем и выслать неликвидный или некачественный продукт. После праздников, возможны недочеты и недоделки, в связи с наймом новых рабочих.
- Сделайте красивую открытку для своих китайских партнеров, им будет очень приятно.
Андрей Леонидович Козлов
Директор
НАПИШИТЕ НАМ
Ответим на любые вопросы по организации бизнеса с Китаем,
доставке грузов и ВЭД
МЫ НА СВЯЗИ
+7 (343) 286-85-75