google-site-verification=zdG9-NWuaFItJio4r-wpS-jvq2SlCJRp_m6kxqYnoVs

Продолжаем изучать тему рисков предпринимателей участников внешнеэкономической деятельности. В предыдущей статье мы рассмотрели риски связанные с поставщиком и транспортировкой груза. В этой подробно разберем виды и управление рисками, связанными с таможенным контролем.

 1. Корректировка таможенной стоимости

Способы минимизации:

  • предоставление экспортной декларации,
  • переписки с поставщиком,
  • документов оформляющих поставку (список ниже),
  • предварительная консультация с брокером.

Иногда товар, ввозимый из Китая, таможенный орган считает слишком дешевым и начинает подозревать сознательное занижение стоимости и уклонение от уплаты таможенных платежей. В этом случае лучше заранее предотвратить дополнительную проверку груза с последующим начислением обеспечения уплаты таможенных пошлин, сборов, акцизов, НДС. Подготовить необходимый пакет документов, оформленных в соответствии с требованиями органа, подтверждающих заявленную таможенную стоимость. В их числе — экспортная декларация, прайсы поставщиков, переписка по вопросам цены, ведомость банковского контроля по текущему контракту, подтверждение оплаты транспорта до границы РФ, калькуляция себестоимости товара, договор о реализации, если он есть, документы об оприходовании предыдущих партий товаров, пояснения по условиям сделки. А так же обеспечить достаточное содержание оборотных средств, чтобы оплатить обеспечение и не держать груз на складе временного хранения (СВХ).

 

2. Декларирование по неправильному коду ТН ВЭД

Способы минимизации:

  • предварительная консультация с брокером,
  • консультация в отделе таможенной номенклатуры,
  • получение предварительного классификационного решения от таможенного органа.

При предварительном расчете себестоимости и оформлении таможенной декларации следует быть внимательными при определении кода ТН ВЭД. Товары с чуть отличающимися характеристиками или свойствами могут иметь разные ставки ввозной пошлины, и при таможенном контроле инспектор в праве классифицировать товар по другому коду , следовательно, пересчитать таможенные платежи, подлежащие уплате. Также, проблемы с оформлением могут возникнуть у сложного оборудования, состоящего из множества узлов и частей. Сотрудник таможни может либо потребовать применить отдельный код ТН ВЭД к каждому агрегату, либо потребовать предоставления дополнительных сведений о кострукции. Поэтому, если вы ввозите сложное технологическое оборудование, желательно заранее озадачиться получением классификационного решения ФТС РФ, которое позволит избежать оспаривания кода, задержек, простоев, счетов за дополнительное хранение на СВХ, а возможно и административными штрафами.

3. Несовпадение заявленных в декларации характеристик с фактически ввозимым товаром

Способы минимизации:

  • сюрвейерский или самостоятельный контроль отгружаемого товара,
  • предварительный досмотр груза.

Случается китайские поставщики при отгрузке что-нибудь перепутают, не доложат, переложат, отправят подарки, рекламные материалы или вспомогательные товары, не отражая их в отгрузочных накладных. Выявление подобных сюрпризов при таможенном досмотре, как правило, ведет к составлению протокола об административном правонарушении и уплате достаточно крупных штрафов. Декларируйте абсолютно все, что идет в ваш адрес. Если не уверены в соответствии товара заявляемому количеству или характеристикам, заявляйте предварительный досмотр и подавайте декларацию на основании его результатов.

4. Несоответствие брутто и нетто веса, заявленного в декларации, фактическому весу товара

Способы минимизации:

  • сюрвейерский или самостоятельный контроль отгрузки,
  • предварительный досмотр груза,
  • выбор соответствующих условий поставки.

Отдельно хотелось бы отметить несоответствие брутто и нетто веса, поскольку неодооценка участником ВЭД последствий, к которым это несоответствие приводит. Во-первых, налоговая пошлина некоторых категорий товаров, например, мебели или одежды исчисляется в зависимости от нетто-веса и любое отклонение, будь то ошибка поставщика или опечатка, истолкуется таможней как попытка уклонения от уплаты.

Второй момент касается ассортиментных поставок, когда в одном контейнере приходит товар с разными кодами ТН ВЭД. В данном случае, несоответствие фактического брутто-веса заявленному приведет к неправильному распределению транспортных расходов, включаемых в таможенную стоимость, а следовательно, к недоплате таможенной пошлины по одному коду ТН ВЭД и переплате по-другому. Переплата государственные органы волнует мало, а вот недоплата выливается в очередной протокол об административном правонарушении. Не стоит думать, что за не уплаченные три рубля вас ждет такой же копеечный штраф; за недостоверное декларирование товаров Административный кодекс РФ предусматривает штраф в размере от 50% до 200% суммы всей партии недостоверно задекларированного товара.

Таким образом, если у вас ассортиментная поставка и ваш китайский поставщик не заморачивается точным контролем веса, старайтесь покупать у него товар на условиях поставки CIF, CPT, DAF и прочих, которые предполагают включение транспортных расходов до границы РФ в сумму инвойса.

5. Риск: отсутствие разрешительных документов, либо их неверное оформление

Способы минимизации:

  • оформление сертификатов в надежном сертификационном органе,
  • проверка факта внесения разрешительных документов в соответствующий реестр перед подачей декларации,
  • получение на руки протоколов испытаний.

Особенностям нетарифного регулирования ВЭД и оформлению разрешительных документов будет посвящена отдельная статья. Здесь же хочется перечислить основные меры предосторожности: не пытайтесь сэкономить на сертификатах с армянской или казахской лабораторией – соответствующие органы не хуже нас с вами понимают, что такие лаборатории существуют только на бумаге. Всегда просите протоколы испытаний на руки, инспектор имеет право запросить их в процессе оформления. Никогда не подавайте декларацию только на основании скана сертификата или декларации, всегда дожидайтесь появления записи о внесении документа в онлайн-реестр Росаккредитации.

6. Несоответствия в маркировке товара

Способы минимизации:

  • самостоятельная разработка упаковки,
  • контроль фотомакета и образца.

Данный риск тесно связан с предыдущим, поскольку техрегламенты таможенного союза предполагают наличие определенных требований к упаковке и маркировке для идентификации продукта. Перед размещением заказа я рекомендую ознакомиться с соответствующими регламентами в части требований к маркировке и включить необходимые сведения при разработке дизайна упаковки ввозимого товара. Несоответствие графических знаков и надписей техрегламенту, либо опечатки в артикулах, наименовании или адресе производителя, приводит к отказу в выпуске товара.

7. Риск: ввоз объектов защиты интеллектуальной собственности без разрешения правообладателя

Способы минимизации: предварительная проверка бренда в реестре ОИС и реестре Роспатента. Российское законодательство предполагает запрет на параллельный импорт, то есть ввоз товаров под зарегистрированным брендом возможен только с разрешения правообладателя. Важно понимать, что контрафактом считается даже оригинальный товар, не имеющий разрешения правообладателя на импорт в РФ. К примеру, даже товар с фабрики, имеющей официальную лицензию Disney, нельзя ввозить в РФ, без разрешения от российского правообладателя торговой марки на руках. Также под защиту прав интеллектуальной собственности подпадают не только наименования, но и изображения, образы, логотипы. Чтобы избежать неприятных последствий и непредвиденных расходов, заблаговременно проверяйте наличие торговой марки в открытых реестрах.

Подводя итоги разговору о таможенных рисках, хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что все они могут всплыть не только в процедуре таможенного оформления товара, но и в течение 3х лет после выпуска декларации. Поэтому, храните все документы в архиве, чтобы в случае дополнительной проверки на постконтроле незамедлительно их предоставить. Особенно рекомендуем не объединять документы, касающиеся ВЭД с бухгалтерским архивом, т.к. бухгалтерия не имеет прямого отношения к таможне и не склонна придавать этим документам большого значения.

Если у вас возникли вопросы по теме или нужна помощь в устранении возможных последствий, пожалуйста, обращайтесь, окажем содействие и поможем найти выход.
В следующей статье поговорим о банковско-валютных рисках.

Андрей Леонидович Козлов

Директор