google-site-verification=zdG9-NWuaFItJio4r-wpS-jvq2SlCJRp_m6kxqYnoVs
Аутсорсинг
ВЭД

Любой предприниматель, поставляющий товар из Китая, рано или поздно сталкивается с необходимостью поездки в эту страну. Вкратце поясню зачем это необходимо.

Цели поездки в Китай

Во-первых, даже крупный твердо стоящий на ногах бизнес не должен расслабляться и прерывать процесс поиска поставщиков. Новые производственные организации появляются в Китае с завидной регулярностью, а действующие трансформируются  меняются концепции, дизайн товаров, менеджмент.

Поставщик, от которого вы отмахнулись в прошлом году, может выйти на рынок с новым товаром, который многократно увеличит ваши продажи в текущем году. Поэтому я рекомендую не пропускать ни одной профильной выставки, а также регулярно навещать шоурумы знакомых партнеров, пусть даже в настоящий момент вы ничего у них и не заказываете.

Во-вторых, личный контакт с менеджером или собственником фабрики занимает очень важное место в деловой культуре китайцев. Можете быть уверены, что посетив их производственные линии и цеха, а также пообедав/ поужинав с гостеприимным владельцем, вы сможете получить гораздо более привлекательные условия, чем ваш конкурент, который просто взял визитку на выставочном стенде и общается посредством переписки.

В-третьих, не стоит забывать о поддержании отношений с текущими подрядчиками. Китайские партнеры должны видеть вашу заинтересованность в работе с ними, иначе вы легко можете столкнуться с так называемым «синдромом 3-го контейнера», когда экспортер расслабляется и в третью подряд поставку отгружает товар худшего качества.

Планирование поездки в Китай

Итак, приступаем к планированию, на что обратить внимание до и во время визита в КНР. Ниже ряд моих личных рекомендаций, которые упростят путешествие, сделают командировку более эффективной. Возможно, какие-то из покажутся опытным путешественникам банальными, но начинающим помогут избежать досадных ошибок.

Расчет времени путешествия

  1. Постарайтесь совместить посещение профильной выставки по интересующей категории товаров с визитами в места их изготовления. Это позволит получить больше информации, быть в курсе последних тенденций рынка и поможет провести переговоры по горячим следам. Хоть и займет значительно больше времени, но в будущем окупит затраты сторицей.
  2. Запланируйте провести 1-2 дня на выставке. Не старайтесь попасть на выставку в 1-й день или успеть в последний. В первый день велик шанс провести пару часов в очереди на вход, а в последний – многие участники уже собираются.
  3. Заложите 2-3 свободных дня – это позволит вам побывать на новых фабриках, с которыми познакомились на выставке, даст время для маневра при переговорах с текущими контрагентами или немного отдохнуть, посмотреть достопримечательности, устроить шоппинг.

Составляем маршрут

  1. Для подбора варианта перелета рекомендую сервис trip.ru. Очень удобный инструмент, который показывает сетку цен на рейсы +/- 3 дня от заданных! Покупать здесь билеты необязательно, а составить представление о предложениях авиакомпаний на текущий момент просто необходимо.
  2. Если вы заинтересованы в большей степени югом Китая, берите билеты до Гонконга. Из стерильной зоны гонконгского аэропорта, без прохождения паспортного контроля, очень удобно доехать на корабле до ближайших городов материковой части Китая: Dongguan, Shenzhen Fuyong, Shenzhen Shekou, Zhongshan, Zhuhai, Guangzhou Nansha, Guangzhou.
  3. При расчете времени для визитов на фабрики учитывайте расстояние между ними. В Китае под термином город (city) зачастую понимают городской округ, расстояния в котором могут быть весьма значительными. Например, в городе Foshan провинции Guangdong расстояние между районами Nanhai и Shunde достигает 200 км.
  4. Обязательно продумайте каким образом будете добираться до промышленных зон. Если у вас есть агент в Китае, целесообразно заранее запросить автомобиль. Имея транспорт, не зависящий от производителей, вы сможете посетить около 5 предприятий за день. Если же вас будет встречать машина владельца фабрики, не рассчитывайте успеть более 2-х мест за день, так как каждый поставщик будет стараться максимально задержать вас у себя и никакие ссылки на жесткий график вам не помогут.
  5. При знании китайского языка, реально договориться с местным таксистом. За фиксированную сумму в день (около 100 долларов), он будет возить вас с 9:00 до 18:00, с перерывом на обед. Чтобы ваш водитель не заблудился, необходимо заранее узнать геолокацию/ GPS координаты производства.

Выбор места пребывания

  1. Бронируйте гостиницу исходя из расстояния. Вполне реально найти отель, находящийся в 10-20 минутах езды от интересующих фабрик. Не стесняйтесь спрашивать совета у метных представителей, они с удовольствием подскажут какой отель новее и расположен к ним ближе.
  2. Старайтесь бронировать отель не ниже 4*, он стоит не значительно дороже трехзвездочной, но шансы встретиться с крысами и тараканами будут гораздо ниже. Всегда обращайте внимание на комментарии русскоязычных клиентов по поводу завтрака. В некоторых гостиницах 4* и 5* на завтрак подают традиционную китайскую еду, малосъедобную для большинства европейцев.
  3. Помните, что все китайские гостиницы всегда берут с гостя депозит при заселении в размере 120-150% от стоимости бронирования. При этом они могут заблокировать средства на кредитной карте, указанной на сайтах бронирования (букинг, агода).
  4. Особенно хитрые гостиницы (к примеру, в Гуанчжоу, в период Кантонской выставки) предлагают также оплатить еще и номер перед заселением. Мой личный рекорд – троекратная стоимость бронирования, заблокированная на карте при заселении. Звонить в поддержку букинг.ком бесполезно, они ничего не смогут поделать с особенностями китайского гостеприимства.

Моя рекомендация в данном случае  иметь с собой долларовый «неприкосновенный запас» в размере 150% от стоимости самого большого бронирования и оставлять в качестве депозита доллары, особенно контролируйте, чтобы номера купюр переписали в квитанцию. При выселении вы просто заберете свои доллары и расплатитесь удобным для вас способом.

Как поддерживать связь и чем платить

  1. Установите себе на телефон китайский мессенджер WeChat. Им пользуются абсолютно все китайцы, мессенджер имеет встроенный переводчик, поддерживает звонки и голосовые сообщения, имеет десктоп-версию. Учитывая особенные отношения китайцев с мировым интернетом, например, блокировки мессенджеров и соцсетей в честь очередного съезда компартии Китая, только WeChat может гарантировать вам стабильную связь. Кроме того, это просто удобно иметь контакты всех поставщиков в одном месте.
  2. Карты Visa и MasterCard в Китае принимают только крупные отели и торговые центры. Все остальные пользуются китайской системой UnionPay. Если не хотите ездить по Китаю с пачкой наличных (а пачка будет внушительная, учитывая максимальный номинал купюры в 100 юаней), заранее озаботьтесь открытием карты UnionPay. Сейчас в России эти карты выпускают Газпромбанк, Россельхозбанк, Промсвязьбанк, Примсоцбанк и пр.
  3. Если все-таки решите поехать с наличкой, учтите, что единственный беспроблемный вариант поменять валюту – обменник в аэропорту с комиссией около 60 юаней за операцию. В любом другом банке на территории континентального Китая обмен валюты займет у вас минимум час потраченного времени и нервов, с учетом очереди и заполнения разного рода анкет.

Еще один вариант безналичного расчета на территории Китая – все тот же самый мессенджер WeChat. К нему привязывается электронный кошелек, на который можно зачислить деньги. Оплату WeChat’ом принимают все, вплоть до автоматов по продаже билетов, таксистов и нищих.

Единственный минус – на электронный кошелек WeChat на сегодняшний день нельзя отправить деньги, если у вас нет счета в китайском банке. Однако, если вы пользуетесь услугами агента, вы всегда можете попросить своего партнера перечислить на ваш WeChat юани, взамен привезенных вами наличных долларов.

Напоследок, еще одно общее замечание – помните, что Китай — это совершенно другая культура со своими нормами поведения и правилами. Старайтесь не обращать внимания на раздражающие моменты поведения отдельных китайцев и вы обязательно оцените этот дружелюбный, трудолюбивый народ.

Андрей Леонидович Козлов

директор Atrium Logistics