google-site-verification=zdG9-NWuaFItJio4r-wpS-jvq2SlCJRp_m6kxqYnoVs
Аутсорсинг
ВЭД

Продолжаем изучать тему рисков предпринимателя при ведении внешнеэкономической деятельности. В предыдущей статье мы рассмотрели риски связанные с поставщиком и транспортировкой груза. В этой статье мы подробно разберем риски, связанные с таможенным контролем.

 1. РИск: корректировка таможенной стоимости

Способы минимизации:

  • предоставление экспортной декларации,
  • переписки с поставщиком,
  • всех документов по поставке,
  • предварительная консультация с брокером.

Иногда случается, что товар, который вы везете из Китая, таможенный орган считает слишком дешевым и начинает подозревать вас в сознательном занижении стоимости и уклонении от уплаты таможенных платежей. В этом случае лучше заранее иметь в виду, что в отношении вашего груза может быть начата дополнительная проверка с начислением обеспечения уплаты таможенных платежей. В этом случае желательно иметь достаточно оборотных средств, чтобы оплатить обеспечение и не держать груз на СВХ, а также заранее приготовить все документы, которые может запросить таможня при доп.проверке заявленной таможенной стоимости, а именно: экспортную декларацию, прайсы поставщиков, переписку по вопросам цены, ведомость банковского контроля по текущему контракту, документы, подтверждающие оплату транспорта до границы РФ, калькуляцию себестоимости товара, договор о реализации товара, если он есть, документы об оприходовании предыдущих партий товаров, пояснения по условиям сделки.

 

2. Риск: декларирование по неправильному коду ТН ВЭД

Способы минимизации:

  • предварительная консультация с брокером,
  • консультация в отделе таможенной номенклатуры,
  • получение предварительного классификационного решения от таможенного органа.

При предварительном расчете себестоимости и при оформлении таможенной декларации следует быть особенно внимательными при определении кода ТН ВЭД. Товары с чуть отличающимися характеристиками/свойствами могут иметь разные ставки ввозной пошлины, и при таможенном контроле инспектор имеет полное право классифицировать товар по другому коду и, как следствие, пересчитать таможенные платежи, подлежащие уплате. Также, проблемы с оформлением могут возникнуть у сложного оборудования, имеющего в своем составе множество узлов и частей. В этом случае таможня может либо потребовать применить отдельный код ТН ВЭД к каждому агрегату, либо потребовать предоставления дополнительных сведений, что чревато задержками, простоями, счетами за дополнительное хранение на СВХ, а возможно и административными штрафами. В том случае, если вы ввозите сложное технологическое оборудование, желательно заранее озадачиться получением классификационного решения ФТС РФ, которое позволит избежать оспаривания кода инспекторами. 

3. Риск: несовпадение характеристик заявленных в декларации с фактически ввозимым товаром

Способы минимизации:

  • сюрвейерский или самостоятельный контроль отгрузки товара,
  • предварительный досмотр товара.

Очень часто китайские поставщики при отгрузке товара могут что-нибудь перепутать, не доложить, переложить, отправить вам подарки, рекламные материалы или вспомогательные товары, не отражая их в отгрузочных документах. Выявление подобных сюрпризов при таможенном досмотре, как правило, ведет к составлению протокола об административном правонарушении и уплате достаточно крупных штрафов.

Декларируйте абсолютно все, что идет в ваш адрес, а если вы не уверены в соответствии товара заявляемому количеству или характеристикам, заявляйте предварительный досмотр и подавайте декларацию на основании его результатов.

4. Риск: несоответствие брутто и нетто веса, заявленного в декларации фактическому весу товара

Способы минимизации:

  • сюрвейерский или самостоятельный контроль отгрузки товара,
  • предварительный досмотр товара,
  • выбор соответствующих условий поставки.

Отдельно хотелось бы отметить несоответствие брутто и нетто веса, поскольку многие участники ВЭД просто не осознают последствий, к которым это несоответствие может привести. Во-первых, пошлина некоторых товаров (например, мебели или одежды) исчисляется в зависимости от нетто-веса и любое отклонение в нетто-весе, будь то ошибка поставщика или опечатка может быть истолковано таможней как попытка уклонения от уплаты таможенных пошлин.

Второй момент касается ассортиментных поставок, когда в одном контейнере приходит товар с разными кодами ТН ВЭД. В данном случае, несоответствие фактического брутто-веса заявленному ведет к неправильному распределению транспортных расходов, включаемых в таможенную стоимость, а следовательно, к недоплате таможенной пошлины по одному коду ТН ВЭД и переплате по-другому.

Переплата таможенные органы волнует мало, а вот недоплата выливается в очередной протокол об административном правонарушении. Не стоит думать, что за недоплату 3х рублей вас ждет такой же копеечный штраф; за недостоверное декларирование товаров Административный кодекс РФ предусматривает штраф в размере от 50% до 200% от суммы всей партии недостоверно задекларированного товара.

Таким образом, если у вас ассортиментная поставка и ваш китайский поставщик не заморачивается точным контролем веса, старайтесь покупать у него товар на условиях поставки CIF, CPT, DAF и прочих, которые предполагают включение транспортных расходов до границы РФ в сумму инвойса.

5. Риск: отсутствие разрешительных документов, либо их неверное оформление

Способы минимизации:

  • оформление сертификатов в надежном сертификационном органе,
  • проверка факта внесения разрешительных документов в соответствующий реестр перед подачей декларации,
  • получение на руки протоколов испытаний.

Особенностям нетарифного регулирования ВЭД и оформлению разрешительных документов будет посвящена отдельная статья. Здесь же хочется перечислить основные меры предосторожности: не пытайтесь сэкономить на сертификатах с армянской или казахской лабораторией – соответствующие органы не хуже нас с вами понимают, что такие лаборатории существуют только на бумаге.

Всегда просите протоколы испытаний на руки, инспектор имеет право запросить их в процессе оформления, ну и наконец, никогда не подавайте декларацию только на основании скана сертификата или декларации, всегда дожидайтесь появления записи о внесении документа в онлайн-реестр Росаккредитации.

6. Риск: несоответствия в маркировке товара

Способы минимизации:

  • самостоятельная разработка упаковки,
  • контроль фотомакета и образца.

Данный риск тесно связан с предыдущим, поскольку техрегламенты таможенного союза предполагают наличие определенных требований к упаковке и маркировке товара. Перед размещением заказа я рекомендую ознакомиться с соответствующими регламентами в части требований к маркировке и включить все необходимые сведения при разработке дизайна упаковки вашего товара. Несоответствие маркировки техрегламенту, либо опечатки в артикулах/наименовании производителя/ адресе производителя могут привести к отказу в выпуске товара.

7. Риск: ввоз объектов защиты интеллектуальной собственности без разрешения правообладателя

Способы минимизации: предварительная проверка бренда в реестре ОИС и реестре Роспатента.

Российское законодательство в настоящий момент предполагает запрет на параллельный импорт, то есть ввоз товаров под зарегистрированным брендом возможен лишь с разрешения правообладателя. Важно понимать, что контрафактом считается даже оригинальный товар, не имеющий разрешения правообладателя на импорт в РФ.

К примеру, даже товар с фабрики, имеющей официальную лицензию Disney? Нельзя ввозить в РФ, не имея на руках разрешения от российского правообладателя торговой марки. Также под защиту прав интеллектуальной собственности подпадают не только наименования, но и изображения, образы, логотипы. Чтобы избежать неприятных последствий и непредвиденных расходов, всегда заблаговременно проверяйте наличие торговой марки в открытых реестрах.

Подводя итоги разговору о таможенных рисках, хотелось бы еще раз акцентировать внимание на том, что все они могут всплыть не только в процессе таможенного оформления товара, но и в течение 3х лет после выпуска декларации. Поэтому, храните все документы в архиве, чтобы в случае дополнительной проверки на постконтроле незамедлительно их предоставить. Особенно рекомендуем не объединять документы, касающиеся ВЭД с бухгалтерским архивом, т.к. бухгалтерия не имеет прямого отношения к таможне и не склонна придавать этим документам большого значения.

Если у вас возникли вопросы по теме или нужна помощь в устранении возможных последствий, пожалуйста, обращайтесь, окажем содействие и поможем найти выход.

В следующей статье поговорим о банковско-валютных рисках.